Доклад Организация работы по профилактике экстремизма в учреждениях физической культуры и спорта города Нефтеюганска
ДОКЛАД
«Организация работы по профилактике экстремизма в учреждениях физической культуры и спорта города Нефтеюганска»
Город Нефтеюганск, как и все муниципальные образования автономного округа, является уникальным по своему многонациональному составу. Население города формировалось в основном из приезжих людей со всех республик бывшего Советского Союза, поэтому в его составе есть представители более ста национальностей.
В соответствии с этим, строить работу в учреждениях физической культуры и спорта необходимо так, что бы воспитывать терпение к «чужому» образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, способность к примирению. Насколько толерантны между собой учащиеся спортивных школ, во многом зависят мир, спокойствие, результативность работы во время учебно-тренировочного процесса, при проведении соревновательных, и спортивно-массовых мероприятий.
В подведомственности Комитета физической культуры и спорта Администрации города Нефтеюганска находятся 7 учреждений спортивной направленности, из них 5 учреждений дополнительного образования детей осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта:
1.Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по биатлону»
2.Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по дзюдо»
3.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Спартак»
4.Муниципальное городское автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Сибиряк»
5.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №2» (находится в ведомстве департамента образования)
и 2 учреждения физической культуры и спорта:
1.Муниципальные бюджетное учреждение физической культуры и спорта «Спортсервис»
2.Муниципальное бюджетное учреждение физической культуры и спорта «Юганск-Мастер имени С.А.Жилина».
Комплексная работа по противодействию экстремизму и дальнейшему развитию гармоничных межнациональных отношений между различными этническими группами детей, посещающих спортивные школы, проводится в течение всего учебного года.
В качестве основных целей работы в этом направлении мы выделили следующие:
-уважение к человеку независимо от пола, возраста, языка, религиозной принадлежности, национального и социального происхождения;
-формирование толерантности;
-признание различных культур.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения тренера-преподавателя и спортсмена, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся, культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного действия.
Сотрудниками спортивных учреждений проводится мониторинг принадлежности детей и подростков к различным национальностям. В 6 спортивных школах 86% воспитанников составляют дети славянских национальностей. В Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по дзюдо», где развиваются такие виды спорта как каратэ, рукопашный бой, дзюдо, учащиеся славянских национальностей составляют 55%, и 45% учащихся являются представителями народов северного Кавказа, Татарстана и Башкортостана, а так же небольшое количество воспитанников из бывших союзных республик средней Азии (узбеки, таджики). В связи с этим, значительная часть всех мероприятий по данному направлению, организуется и проводится именно в МБОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо».
Согласно уставов спортивных школ, обучение ведется на русском языке, поэтому были проведены традиционные беседы «Уважай русский язык -язык нашего общения».
С целью своевременного выявления и предотвращения межнациональных противоречий, изучения состояния межнациональных отношений, определения отношения к применению насилия в межнациональных конфликтах, исследования отношений к национализму, среди учащихся проводились исследования в виде анкетирования. В анкеты были включены следующие вопросы:
- есть ли в вашем роду представители других национальностей?
- знаете ли вы о случаях конфликтов ваших друзей с участием представителей различных национальностей?
- когда в вашем присутствии критически отзываются о представителях другой национальности, вам приятно?
- есть ли национальности, к которым Вы испытываете неприязнь?
- стесняетесь ли вы своей национальности?
- когда рядом с Вами говорят не по-русски и смеются, вам приятно?
- нужно ли применять насилие в разрешении конфликтов?
Ответы о межнациональных отношениях распределились следующим образом:
- межнациональные отношения нормальные - 79 %.
- внешне все спокойно, но напряженность ощущается - 14%.
- мне все равно - 7%.
Занятия в одной группе, в одном спортивном зале представителей различных национальностей, связи, общение в быту и в спортивной деятельности не могло не отразиться на желании контактов между детьми и подростками. Готовность к общению не всегда одинакова: готовы контактировать с представителями других национальностей - 90%, 10% предпочитают общаться с представителями своей национальности.
Регулярно проводятся встречи между спортсменами учебно-тренировочных групп в возрасте 13-17 лет на тему «Применение насилия при разрешении конфликтных ситуаций». Результаты свидетельствуют о том, что более 70%) ребят считают, что насилие не допустимо, менее 30 % считают, что в каждом конкретном конфликте, ситуации разные, к сожалению, находятся и такие, которые считают, что только насильственные действия могут принести результат.
Результаты исследования проведенных бесед позволяют полагать, что в массовом сознании учащихся отсутствует национализм, в том числе и в крайних формах.
В целом - 80 % анкетированных готовы принять представителей других национальностей. Это означает, что ребята демонстрируют терпимость и уважительное отношение к представителям различных этнических групп. Затруднились с ответом - 20 % (к представителям других национальностей относятся настороженно).
При организации и проведении спортивно-массовых мероприятий, акцент в первую очередь делается на те виды спорта, которыми традиционно занимаются представители разных республик РФ.
План профилактических мероприятий по гармонизации
межнациональных отношений на 2011 год.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Ответственный |
1 | Проведение бесед среди учащихся с привлечением специалистов МЧС и УВД на тему: «Экстремизм, его проявления в жизни общества и меры профилактики» |
апрель 2011 сентябрь 2011
|
Спорткомитет, Учебная часть МУ ДОД «СДЮСШОР «Сибиряк» |
2 | Спортивный праздник «Посвящение в юные спортсмены» под девизом: «Победа только в единстве» с проведением веселых стартов с участием учащихся различных национальностей | ноябрь 2011 |
Спорткомитет, Спортивно-массовый отдел МУ ДОД «СДЮСШОР «Сибиряк» |
3 | Проведение анкетирования среди учащихся и последующего анализа по теме: «Подросток – образ жизни» | февраль 2011 |
Спорткомитет, Учебно-спортивный отдел МУ ДОД «СДЮСШОР «Сибиряк» |
4 | Беседа с учащимися по профилактике деятельности и гармонизации межнациональных отношений среди воспитанников | сентябрь 2011 |
Спорткомитет, МБУФКиС «Юганск-Мастер им. Жилина С.А.» |
5 | Совещание сотрудников учреждения по недопущению фактов межнациональной розни и ксенофобии | сентябрь 2011 |
Спорткомитет, МБУФКиС «Юганск-Мастер им. Жилина С.А.» |
6 | Беседа «Межнациональные отношения и профилактика экстремизма среди воспитанников» | ноябрь 2011 |
Спорткомитет, МБОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо» |
7 | «Зимние забавы» (национальные подвижные игры) | март 2011 |
Спорткомитет, МБОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо» |
8 | Показательные выступления по дзюдо, каратэ, посвященные Дню России | июнь 2011 |
Спорткомитет, МБОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо» |
9 | Викторина «Овеянные славою флаг наш и герб» | ноябрь 2011 |
Спорткомитет, МБОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо» |
10 | Шахматный турнир, посвященный «Дню России» | июнь 2011 |
Спорткомитет, МБОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо» |
Не секрет, что огромная ответственность в решении данного вопроса ложится на плечи тренеров-преподавателей, у которых возникает необходимость знакомить детей и подростков с принципами уважения человеческого достоинства всех без исключения людей, понимания того, что каждый человек уникальная личность.
С периодичностью 1-2 раза в год, в повестки педагогических советов спортивных школ выносится вопрос по противодействию различных конфликтных ситуаций среди детей и подростков разных национальностей. Можно назвать некоторые моменты из выступлений участников педагогического совета МБОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо»:
- не должно быть никаких препятствий, дети всех национальностей имеют возможность заниматься в спортивных школах;
- физическая культура, связанная не только лишь с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и с формированием целостной, многогранной личности играет большую роль в развитии общества;
- спорт формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя;
- благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, совершенствует и развивает межличностные отношения, учится предотвращать или творчески преодолевать конфликты;
- через спорт человек нарабатывает опыт межличностных отношений, выстраивая взаимосвязи и взаимодействия между собой и тренером, другими спортсменами, спортивными судьями, нередко различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, верованиям.
Одной из основных задач образовательного процесса является содействие взаимопониманию между различными национальными, религиозными и социальными группами.
Одним из главных показателей противодействию экстремизма является участие воспитанников спортивных школ города в большом количестве спортивно-массовых мероприятий различного уровня в течение всего учебного года, преследуя тем самым цель отвлечения детей и подростков от негативных факторов касающихся экстремистской деятельности. Многие из них добились высоких спортивных результатов на соревнованиях окружного и всероссийского уровня. Благодаря командной обстановке, созданной опытными тренерами, поддерживаются дружеские отношения между ребятами, в основном не допуская возникновения межнациональных и межличностных конфликтов. Таким образом, специфика воспитательной работы тренеров-преподавателей направлена на пропаганду миролюбия, повышение терпимости к этническим, религиозным и политическим разногласиям; уважение и сотрудничество с разными народами.
Педагогическим составом спортивных школ постоянно ведется работа по предотвращению и профилактике межрасовых конфликтов посредством проведения мероприятий направленных на сплочение и взаимодействие детского коллектива, проведением различных бесед, родительских собраний, дискуссий.
Трудовые коллективы учреждений спорта уверены в том, что дальнейшее развитие гармоничных межнациональных отношений между различными этническими группами детей и подростков, занимающихся в спортивных школах, является важным звеном в педагогической и воспитательной работе в дальнейшем предотвращении различных проявлений экстремистской деятельности.