Размер:
Цвет:

Проект постановления о Концепции развития физической культуры и спорта в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

_________ 2016 года

№ ___

 

 

О Концепции развития физической культуры и спорта в 

Ханты – Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года

 

В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 № 101-рп, Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в целях формирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре системы стратегического управления физической культурой и спортом Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить:

                Концепцию развития физической культуры и спорта в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года (далее – Концепция) (приложение 1);

Депспорту Югры с участием заинтересованных муниципальных органов исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и утвердить план мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции (приложение 2).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при разработке документов муниципального стратегического планирования и целевых муниципальных программ руководствоваться Концепцией и планом мероприятий («дорожными картами») по реализации Концепции.

 

Губернатор 

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры                                                                                           Н.В.Комарова 

 

 

Приложение 1

к постановлению Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры

от ________ 2016 года № ___-п

 

 

 

К О Н Ц Е П Ц И Я

развития физической культуры и спорта в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года

I. Введение

Концепция разработана в соответствии с посланием Президента Российской Федерации, поручениями Правительства Российской Федерации и Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В настоящей Концепции определяются цель, задачи и основные направления реализации единой государственной политики в области развития физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года.

Улучшение социально - экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а именно повышение качества жизни населения в результате осуществления позитивных структурных изменений в экономике, в последние десять лет положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта. За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, в том числе:

ежегодно растет показатель «Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения» с 21,9% в 2012 году до 29,8 в 2015 году, «Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта» с 20,3% в 2012 году до 24,1% в 2015 году, показатель охвата детей, подростков и молодежи, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях дополнительного образования детей (ДЮСШ, СДЮСШОР) от общей численности детей и подростков в возрасте 6-20 лет с в 2012 году до ___% в 2015 году показатель «Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения» с 8,7% в 2012 году до 12,8% в 2015 году. В 2012 году, показатель просчитывался от общей численности занимающихся в автономном округе и составлял 0,, в 2015 году увеличился до ____%.

Однако в настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, требующих неотложного решения, в том числе:

несоответствие уровня инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом задачам развития физической культуры и массового спорта в автономном округе. Обеспеченность населения автономного округа объектами физической культуры и спорта (единовременной пропускной способностью спортивных сооружений в проценте от норматива, установленного в Российской Федерации) в 2012 году, составляла 20,3%, в 2015 году данный показатель увеличился лишь на 3,8% и составил 24,1%. Средний общероссийский показатель за 2015 год ровнялся 29,9%. ???В 2015 году данный показатель, в сравнении с 2012 годом, увеличился на ___% и составил ____%, что ниже среднероссийского показателя 2015 года на ____%.

 отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом, как составляющей здорового образа жизни.

При этом расходы автономного округа на занятия физической культурой и спортом населения являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни.

Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят серьезные проблемы и задачи, решение которых требует современных подходов.

 

II. Проблемы предстоящего долгосрочного периода

 

В середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры возник комплекс проблем.

Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. В целом в округе не менее 50 процентов обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Так, в настоящее время 70,2 процента жителей округа, в том числе 25 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.

Второй проблемой является снижение уровня спортивных результатов югорских спортсменов - это свидетельствует о наличии ряда нерешенных проблем в организации системы подготовки спортивного резерва для сборных команд автономного округа и Российской Федерации.

В настоящее время снизились спортивные показатели спортсменов, выступающих на всероссийских и международных соревнованиях - в спорте высших достижений.

За последние годы значительно возросла конкуренция на международной и всероссийской спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград - одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты - это отражение социально-экономического развития страны, региона в целом.

Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на международной и всероссийской арене.

Значительно возросли спортивные достижения по летним и зимним Олимпийским, Паралимпийским, Сурдлимпийским и неолимпийским видам спорта во многих субъектах России. Необходимо прикладывать все большие усилия для постоянного улучшения результатов Югорских спортсменов.

Острая конкуренция наблюдается в борьбе за призовые места в общекомандном зачете и по видам спорта на Спартакиадах учащихся и молодежи России.

Конкуренция в спорте в перспективе будет усиливаться, что ставит задачи по разработке высокотехнологических подходов к развитию спорта высших достижений.

Таким образом, нерешенные проблемы нормативно - правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового обеспечения сдерживают развитие спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд автономного округа и Российской Федерации.

Третья проблема - отставание в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий заключается в низком уровне владения информационными технологиями специалистами в области физической культуры и спорта, а также отсутствием необходимого высокотехнологического медицинского и спортивного оборудования.

Это существенно затрудняет подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса, негативно сказывается на конкурентоспособности Югорского спорта.

Сильнейшие в спорте регионы перешли к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики, биотехнологий, медицины, информатики и управления.

 

III. Цель и задачи Концепции

 

Целью Концепции является создание условий, обеспечивающих возможность для жителей автономного округа вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность Югорского спорта.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

1) развитие физической культуры и спорта, массового спорта;

2) создание условий для увеличения числа граждан, ведущих здоровый образ жизни;

3) обеспечение возможностей и условий для занятий физической культурой и спортом всех слоев населения, с минимальным вложением инвестиций;

4) модернизация подготовки спортивного резерва, создание вертикально-интегрированной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности Югорского спорта на международной и всероссийской спортивной арене. Усиление мер социальной поддержки спортсменов и тренеров;

5) создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений автономного округа и по месту жительства с использованием механизмов государственно – частного партнерства;

6) внедрение инновационных технологий подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

7) разработка и осуществление комплекса мер, направленных на улучшение материально-технического оснащения и кадрового обеспечения  сферы физической культуры и спорта;

8) совершенствование мер государственной поддержки юридических лиц осуществляющих развитие игровых и приоритетных видов спорта с использованием механизмов государственно – частного партнерства, как важного источника популяризации массового спорта, совершенствование системы подготовки спортсменов высокого класса;

9) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности за счет выделения субсидий муниципальным учреждениям спортивной подготовки;

10) разработка мероприятий по повышению эффективности использования имеющихся в автономном округе спортивных сооружений различной ведомственной принадлежности, в том числе школьных спортивных залов, площадок, бассейнов;

11) создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования физической культуры и спорта;

12) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками.

 

IV. Основные целевые ориентиры и этапы их реализации

 

В качестве основных целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в автономном округе на период до 2020 года определены:

1) увеличение продолжительности жизни за счет систематических занятий физической культурой и спортом с 70 лет в 2015 году до 73 лет в 2020 году;

2) увеличение доли жителей автономного округа, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения с 29,59 процента (452 тыс. человек) в 2015 году до 40 процентов (650 тыс.человек) в 2020 году;

3) увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 59,3 процентов в 2015 году до 80 процентов в 2020 году;

4) увеличение доли детей, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории с ______процентов (_______детей) в 2015 году до _____процентов (_____детей) в 2020 году;

6) увеличение количества занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта с ______ человек в 2015 году до _______в 2020 году;

7) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения автономного округа с 12,8 процентов (6,5 тыс.человек) в 2015 году до 19,6 процентов (11,5 тыс.человек) в  2020 году;

8) увеличение количества квалифицированных тренеров и тренеров - преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, осуществляющих физкультурно - оздоровительную и спортивную работу с инвалидами с 100 человек в 2015 году до ______ человек в 2020 году;

9) повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности с 24,1 процента в 2015 году до 29 процентов в 2020 году;

10) уровень удовлетворенности населения автономного округа качеством предоставляемых услуг в отрасли физическая культура и спорт с _____процентов в 2015 году и до _____процентов в 2020 году;

11) положительная динамика выступлений спортсменов Югры в составе сборной команды автономного округа и Российской Федерации на летних и зимних Олимпийских играх, шахматных Олимпиадах, Паралимпийских, Сурдлимпийских, Специальных олимпийских играх, Чемпионатах мира и Европы, официальных всероссийских и международных соревнованиях.

12) снижение доли государственной поддержки в объемах финансирования развитии игровых видов спорта на 10% в 2017 году и до 20% в 2020 году.

Целевые показатели реализации Концепции приведены в приложении.

  

V. Создание новой системы физкультурно-спортивного воспитания населения

 

1. Основными направлениями создания новой системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:

1) разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта;

2) совершенствование системы спортивных и физкультурных мероприятий;

3) совершенствование взаимодействия субъектов физической культуры и спорта;

4) разработка параметров двигательной активности для населения различных возрастных и социальных групп;

5) разработка системы физического воспитания и развития человека в различные периоды его жизни, в первую очередь подрастающего поколения.

2. Для создания новой системы физкультурно-спортивного воспитания населения необходима реализация комплекса следующих мер:

1) создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом;

2) совершенствование ежегодного единого календарного плана окружных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий. Составной частью единого календарного плана должна стать эффективная система окружных спартакиад среди различных групп населения, как основа комплексных многоэтапных спортивных и физкультурных мероприятий в автономном округе;

3) разработка и внедрение рекомендаций по объему двигательной активности, включая утреннюю и производственную гимнастику, в зависимости от индивидуальных особенностей граждан;

4) обеспечение преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях;

5) реализация дифференцированного подхода к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в муниципальных образованиях автономного округа видов спорта;

6) повышение статуса спортивных федераций по видам спорта;

7) совершенствование нормативного правового регулирования, в том числе уточнение функций и полномочий субъектов физической культуры и спорта в автономном округе;

8) проведение мониторинга систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также соотношения спроса и предложения на спортивно-оздоровительные услуги.

3. Ожидаемыми результатами новой системы физкультурно-спортивного воспитания населения являются:

регулярность проведения спартакиад среди различных групп и категорий населения округа;

доведение количества организаций, имеющих спортивные клубы до 20 процентов;

увеличение общего числа систематически занимающихся физической культурой и спортом до 25 процентов доли лиц, объем недельной двигательной активности, которых составляет не менее 6 часов.

 

VI. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта, как важнейшей составляющей здорового образа жизни

 

1. Основными направлениями разработки и реализации комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре являются:

1) определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

2) поддержка проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;

3) расширение аудиторий и повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни в средствах массовой информации автономного округа;

4) формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет - ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

5) пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма;

6) разработка и реализация информационно - пропагандистских кампаний в рамках движения «Спорт для всех»;

7) проведение оценки эффективности пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

8) оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом;

9) разработка системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения.

2. Для пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни необходима реализация комплекса следующих мер:

1) разработка и реализация информационно-пропагандистских кампаний, в том числе в рамках подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в России, шахматной Олимпиады 2020 года в городе Ханты-Мансийске и других международных мероприятий;

2) разработка и реализация на телевидении физкультурно-оздоровительных программ в помощь самостоятельно занимающимся физической культурой и спортом;

3) осуществление исследований по выявлению интересов, потребностей и мотиваций различных групп населения и определению эффективности работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;

4) использование возможностей сети Интернет для пропаганды физкультурно-оздоровительных систем и занятия физическими упражнениями, особенно среди подрастающего поколения;

5) активное привлечение к пропаганде спорта ведущих специалистов в области физической культуры и спорта, известных спортсменов, использование социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом;

6) проведение мероприятий по распространению передового опыта работы по развитию физической культуры и спорта;

7) улучшение просветительно-образовательной работы в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений;

8) совершенствование рекламы и организация пропаганды спорта и здорового образа жизни;

9) издание методических материалов и учебных пособий в области физической культуры и спорта.

3. Ожидаемыми результатами пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни являются:

расширение на телеканалах спортивной тематики в программах для детей;

увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в массовых пропагандистских кампаниях;

обеспечение широкого освещения подготовки и проведения, Чемпионата мира по футболу 2018 года в России, шахматной Олимпиады 2020 года в городе Ханты-Мансийске и других международных мероприятий.

 

VII. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях на основе межведомственного взаимодействия

 

1. Основными направлениями модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются:

1) модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях;

2) совершенствование физического воспитания взрослого населения, в том числе лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

3) совершенствование физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и вовлечение их к занятиям физической культурой и спортом;

4) улучшение физической подготовки военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

5) повышение эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста;

6) улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально незащищенных слоев общества.

2. Для модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, необходима реализация комплекса следующих мер:

1) физическое воспитание обучающихся в образовательных учреждениях, в том числе:

- совершенствование физического воспитания и развитие спорта в образовательных учреждениях;

- создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений и по месту жительства;

- внедрение новых проектов образовательных учреждений с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том числе тренажерных, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений);

- увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений;

- внедрение в систему образовательных учреждений мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности;

- оснащение учреждений дополнительного образования детей необходимым спортивным инвентарем и оборудованием;

- совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;

- внедрение рекомендаций по повышению эффективности проведения обязательных уроков (занятий) физической культуры в системе образовательных учреждений;

- создание в общеобразовательных учреждениях спортивных классов и классов с углубленным изучением предмета «Физическая культура»;

- создание в образовательных учреждениях детско-юношеских спортивных и туристских клубов (центров);

- разработка и внедрение образовательных программ физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов для образовательных учреждений всех типов;

- совершенствование программ повышения квалификации учителей физической культуры и тренеров-преподавателей с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

- установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой;

- разработка примерных учебных программ по физической культуре по уровням образования, учитывающим индивидуальные способности и состояние здоровья обучающихся, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и оценка эффективности этих программ;

2) физическое воспитание взрослого населения, в том числе:

- включение вопросов развития физической культуры и спорта в коллективные договоры между профсоюзами и работодателями;

- разработка комплекса мер по предоставлению поддержки предприятиям (независимо от форм собственности), осуществляющим строительство спортивных сооружений;

- разработка физкультурно-оздоровительных программ занятий для граждан старшего возраста;

- совершенствование кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительной и массовой спортивной работы на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства населения;

- создание условий для физкультурно-оздоровительных занятий граждан старшего возраста, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания;

- содействие развитию физической активности различных категорий и групп населения, занятия новыми видами спорта, спортивным туризмом и национальными видами спорта;

- стимулирование работодателей для организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также пропаганды здорового образа жизни среди работников;

- разработка мер по привлечению волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с трудоспособным населением, лицами старших возрастных групп;

3) физическое воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, других категорий населения, в том числе:

- разработка мер по привлечению к занятиям физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;

- обеспечение доступности объектов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и социально незащищенных слоев общества;

- разработка современных научно обоснованных методик, программ и технологии физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов;

- создание условий для систематических занятий физической культурой и спортом в специализированных образовательных учреждениях;

- разработка нормативных правовых документов по созданию отделений и групп для детей-инвалидов в детско-юношеских спортивных школах и адаптивных детско-юношеских спортивных школах;

- создание программно-методического обеспечения физической и социальной адаптации и интеграции инвалидов;

- разработка программ по вовлечению в спортивно-оздоровительный туризм лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- разработка мер по кадровому обеспечению физкультурно-спортивной работы среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- проведение ежегодных смотров - конкурсов спортивно-массовой работы;

- проведение ведомственных и межведомственных физкультурных и спортивных мероприятий по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

- создание экспериментальных площадок для апробирования и внедрения новых форм оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий, физической подготовки молодежи допризывного возраста;

3. Ожидаемыми результатами модернизации системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях, являются:

- обеспечение недельного двигательного режима обучающихся и студентов в объеме не менее 6 - 8 часов в зависимости от возраста и состояния здоровья;

- привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 60 процентов обучающихся и студентов дневной формы обучения;

- увеличение доли самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом до 20 процентов общей численности населения;

- реализация мер по внедрению производственной физической культуры и привлечению к занятиям производственной физической культурой работников в объеме до 15 процентов общей численности этой категории населения;

- создание условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, увеличение числа занимающихся с 10 процентов в 2015 году и до 15 процентов в 2020 году.

 

VIII. Совершенствование системы подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса для повышения конкурентоспособности Югорского спорта на всероссийской и международной спортивной арене.

Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров

 

1. Основными направлениями совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности Югорского спорта на международной и всероссийской спортивной арене и усиления мер социальной защиты спортсменов и тренеров являются:

1) развитие детско-юношеского спорта, системы отбора и подготовки спортивного резерва;

2) развитие студенческого спорта;

3) совершенствование системы развития спорта высших достижений;

4) поощрение и дополнительное материальное обеспечение спортсменов, тренеров;

2. Для совершенствования системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности Югорского спорта на международной и всероссийской спортивной арене и усиления мер социальной защиты спортсменов и тренеров необходима реализация комплекса следующих мер:

1) создание условий для деятельности детско-юношеских спортивных школ всех типов и видов, в том числе детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, и оказание им финансовой, правовой и информационной поддержки;

2) создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех типов и видов, детских спортивных клубов по месту жительства, детских спортивно-оздоровительных лагерей и врачебно-физкультурных диспансеров, а также укрепление их материально-технической базы;

3) создание условий по подготовке спортивного резерва и отбора талантливых детей для специализации в определенных видах спорта, а также в паралимпийских видах спорта;

4) развитие окружных учреждений спортивной подготовки;

5) проведение научных исследований и разработок в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва;

6) совершенствование системы проведения окружных соревнований среди школьных команд по различным видам спорта в целях привлечения большего числа детей и подростков к занятию спортом и отбора наиболее талантливых из них для занятия спортом высших достижений;

7) разработка и внедрение системы многолетнего спортивного отбора одаренных юных спортсменов на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья;

8) разработка требований к организации специализированных классов по видам спорта с углубленным учебно-тренировочным процессом с учетом их наполняемости по видам спорта и возраста обучающихся;

9) разработка предложений по созданию в муниципальных образованиях филиалов окружных центров спортивной подготовки (спортивного резерва);

10) реализация мер по развитию в спортивных школах зимних паралимпийских видов спорта;

11) разработка требований к организации детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва с учетом современных требований к подготовке спортсменов высокого класса;

12) разработка учебно-тренировочных программ спортивных школ по видам спорта с учетом современных спортивных технологий.

13.) определение приоритетности видов спорта:

- базовые Олимпийские, Паралимпийские, Сурдлимпийские неолимипийские;

3. Для повышения конкурентоспособности Югорского спорта на международной и всероссийской арене, развития студенческого спорта, совершенствования спорта высших достижений необходимо:

1) модернизировать систему подготовки спортсменов высокого класса, включая совершенствование системы управления процессом спортивной подготовки спортсменов высокого класса;

2) разработать перспективные научно-методические и медико-биологические технологии, направленные на совершенствование содержания и структуры тренировочного процесса спортсменов высокого класса;

3) разработать программу развития олимпийских, паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта до 2020 года;

4) внедрять инновационные технологии подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;

5) содействовать развитию молодежных общественных организаций в сфере физической культуры и спорта;

6) принять меры по развитию студенческого спорта в автономном округе, включая создание спортивных клубов и оказание информационной поддержки развитию студенческого спорта в Югре;

7) проводить раз в  год окружные универсиады по зимним и летним видам спорта;

8) создать экспериментальные спортивные команды по циклическим видам спорта, включенным в программу игр Олимпиады;

9) создать резервные спортивные сборные команды по базовым, приоритетным Олимпийским, Паралимпийским, Сурдлимпийским зимним видам спорта для целенаправленной подготовки к XXIII Олимпийским зимним играм 2018 года в г. Пхенчонге (Южная Корея), провести отбор молодых спортсменов в спортивные команды, разработать для них индивидуальные целевые программы подготовки, создать оперативную систему контроля и анализа эффективности тренировочного процесса;

11) обеспечить научно-методическое и медицинское сопровождение спортсменов резервных спортивных команд, а также обеспечить их спортивным инвентарем и экипировкой;

12) создать систему стажировки ведущих тренеров  муниципальных образований автономного округа в спортивных сборных командах России по видам спорта;

13) создать систему непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренерского состава, специалистов спортивной медицины, спортивных судей, работающих в спортивных сборных командах автономного округа;

14) разработать систему мер по социальной защите спортсменов и тренеров, в том числе путем усиления адресности социальной помощи выдающимся Югорским спортсменам;

15) разработать предложения о медицинском страховании спортсменов - членов спортивных сборных команд автономного округа;

16) содействовать развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций.

5. Ожидаемыми результатами совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности Югорского спорта на международной и всероссийской спортивной арене являются:

- увеличение доли лиц, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, с 30 процентов в 2015 году и до 50 процентов в 2020 году от общей численности детей 6 - 15 лет;

- увеличение числа лиц, занимающихся в спортивных школах на этапах подготовки с 35 процентов в 2015 году и до 50 процентов в 2020 году.

- увеличение количества занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта с ______ в 2015 году и до 7768 человек в 2020 году;

- успешное выступление Югорских спортсменов на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, Чемпионатах мира, Европы, Чемпионатах и Первенствах России, Спартакиадах молодежи, учащихся России, увеличение количества спортсменов автономного округа включенных в состав сборных команд Российской Федерации по видам спорта.

 

IX. Развитие организационно - управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности

 

1. Основными направлениями развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:

1) совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта на всех уровнях;

2) улучшение кадрового обеспечения сферы физической культуры и спорта;

3) создание научно-методической базы, повышение эффективности медико-биологического и антидопингового обеспечения в сфере физической культуры и спорта.

2. Для развития системы управления, кадрового, научно-методического, медико - биологического и антидопингового обеспечения физкультурно - спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:

1) совершенствование взаимодействия Департамента физической культуры и спорта автономного округа – Югры с органами управления физической культуры и спорта, физкультурно – спортивными организациями и учреждениями муниципальных образований;

2) внедрение системы показателей оценки эффективности деятельности различных организаций по развитию физической культуры и спорта и использования спортивных объектов;

3) совершенствование управления сферой физической культуры и спорта, разработка рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления муниципальных образований в области физической культуры и спорта;

4) разработка программы информатизации сферы физической культуры и спорта и организация работы по ее внедрению;

3. Для решения задач кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта необходимо:

1) провести мониторинг и сформировать государственный заказ на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта в учебных заведениях автономного округа;

2) совершенствовать перечень специальностей и направлений профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы физической культуры и спорта;

3) оптимизировать структуру сети образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта;

4) совершенствовать систему повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, профессиональной переподготовки с использованием современных средств и методов;

5) организовать подготовку квалифицированных специалистов по адаптивному спорту;

6) сформировать многоуровневую систему непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава;

7) совершенствовать систему проведения ежегодного окружного конкурса на лучшего преподавателя физической культуры, тренера, спортсмена, спортивного врача в рамках праздника «Спортивная элита года»;

8) разработать систему мер по подготовке кадров обслуживающего и технического персонала, а также персонала по подготовке и проведению спортивных мероприятий разного уровня;

9) разработать меры по подготовке волонтеров для улучшения кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта;

4. Для развития научно-методического, медико - биологического и антидопингового обеспечения физической культуры и спорта необходимо:

1) разработать эффективные физкультурно-оздоровительные системы, средства и методы, направленные на укрепление здоровья различных категорий и групп населения, повышение и продление работоспособности и социальной активности трудящихся и пенсионеров, а также социальной и физической адаптации лиц с ограниченным здоровьем и инвалидов;

2) обеспечить разработку и внедрение эффективных физкультурно-спортивных технологий, модернизацию системы научно-методического, медико-биологического, психологического и педагогического обеспечения спортивных сборных команд автономного округа и спортивного резерва;

3) повысить роль врачебно-физкультурных диспансеров в оценке состояния здоровья спортсменов, их способностей и возможностей;

4) оптимизировать систему медико-биологического обеспечения спортсменов сборных команд автономного округа и спортивного резерва;

5) создать современные центры для научно-методического обеспечения спортивных сборных команд Югры;

6) разработать и внедрить систему обучения и аттестации тренеров и врачей спортивных сборных команд округа по вопросам противодействия применению допинга;

7) усилить ответственность спортсменов, тренеров и медицинских работников за использование допинговых средств и методов в спорте и физической культуре;

5. Ожидаемыми результатами развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:

создание системы организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий;

сокращение территориальной дифференциации в обеспечении объектами физической культуры и спорта;

создание на базе окружных учреждений, окружного спортивного диспансера условий для проведения медико-восстановительных и реабилитационных мероприятий.

 

X. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности

 

1. Основными направлениями развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:

1) разработка мер по обеспечению инновационного характера создания и развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;

2) определение показателей эффективности использования объектов спорта;

3) улучшение оснащения объектов спорта необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом;

4) разработка комплекса мер по внедрению малого предпринимательства и государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта;

5) развитие баз подготовки спортсменов высокого класса, включая паралимпийцев и сурдлимпийцев;

6) совершенствование отраслевых нормативов финансирования физической культуры и спорта;

7) совершенствование системы оплаты труда в сфере физической культуры и спорта.

8) внедрение системы стандартизации и сертификации объектов спорта и оказываемых на них физкультурно-спортивных услуг, приведение ее в соответствие с международными требованиями.

2. Для развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности необходима реализация комплекса следующих мер:

1) улучшение материально-технического обеспечения организаций физической культуры и спорта;

2) развитие системы оценки эффективности деятельности органов управления физической культуры и спорта муниципальных образований автономного округа на основе показателей, характеризующих развитие инфраструктуры физической культуры и спорта;

3) разработка и реализация инвестиционных программ в сфере физической культуры и спорта в условиях современной рыночной экономики;

3. Ожидаемыми результатами развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствования финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности являются:

внедрение типовых проектов объектов спорта, отвечающих современным требованиям по безопасности, комфортности и энергоэффективности.

снижение бюджетных расходов на поддержку физической культуры и спорта в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре за счет внедрения системы государственно - частного партнерства.

 

XI. Создание системы обеспечения безопасности на объектах спорта

 

1. Основными направлениями создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта объединениями являются:

1) разработка комплекса мер по улучшению общественной безопасности на объектах спорта;

2. Для создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта и организации работы необходима реализация комплекса следующих мер:

1) разработка типового макета программы по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на объектах спорта для муниципальных образований;

2) совершенствование нормативной правовой базы обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;

3) проведение мониторинга обеспечения правопорядка и общественной безопасности;

4) осуществление подготовки кадров и повышения квалификации работников, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность, включая эксплуатационную надежность физкультурно-спортивных сооружений;

5) совершенствование системы государственного контроля обеспечения правопорядка и общественной безопасности массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;

3. Ожидаемыми результатами создания системы обеспечения безопасности на объектах спорта являются:

1) обеспечение правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий на объектах спорта;

2) сокращение числа противоправных действий на физкультурно-спортивных сооружениях;

3) увеличение числа зрителей, посещающих объекты спорта;

4) соблюдение требований безопасности и конструктивной надежности физкультурно-спортивных сооружений.

 

XII. Объем и источники финансирования мероприятий Концепции

 

Финансовое обеспечение реализации Концепции предусматривается за счет средств бюджета Ханты – Мансийского автономного округа - Югры, бюджетов муниципальных образований автономного округа, привлеченных средств Федерального бюджета и внебюджетных источников.

Государственная поддержка может также осуществляться путем выделения субсидий юридическим лицам осуществляющих развитие игровых приоритетных видов спорта, аккредитованным региональным спортивным федерациям на развитие приоритетных видов спорта, предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство и реконструкцию муниципальных спортивных объектов, предоставления субсидий общественным объединениям, осуществляющим содействие развитию физической культуры и спорта, в том числе среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта из Федерального бюджета, окружного бюджета, а так же бюджетов муниципальных образований и привлеченных средств.

 

XIII. Мониторинг и контроль реализации Концепции

 

Мониторинг и контроль реализации Концепции будут осуществляться Департаментом физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с участием заинтересованных исполнительных органов государственной власти автономного округа, региональных федераций по видам спорта и физкультурно-спортивных обществ.

 

XIV. Заключение

 

Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Реализация Концепции позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приобщить к здоровому образу жизни большинство населения автономного округа что, в конечном счете, положительно скажется на улучшении качества и продолжительности жизни Югорчан.

Существенно повысится конкурентоспособность Югорского спорта на международной и всероссийской спортивной арене, что позволит спортсменам Югры побеждать на крупнейших международных и всероссийских спортивных соревнованиях, в том числе успешно выступать на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх. Эти успехи будут достигнуты за счет создания вертикально-интегрированной системы подготовки спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, с использованием новых технологий и научных достижений.

Важнейшими элементами Концепции, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на долгосрочную перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

Конечной целью всех этих
преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие
человеческого потенциала, в сохранение и укрепление здоровья граждан,
воспитание подрастающего поколения.

Опубликовано: 25.11.2016 14:34        Обновлено: 25.11.2016 14:39